ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ОТМЕТИЛА 89-Й ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

В наступившем году исполнилось 89 лет со дня первого полета между материковой частью России и островом Сахалин. Это событие официально считается днем рождения гражданской авиации всего Дальнего Востока.

Началось все с рейса, который 9 января 1930 года по маршруту Хабаровск – Николаевск-на-Амуре – Оха – Александровск-Сахалинский совершил летчик Михаил Водопьянов на немецком самолете «Юнкерс F-13» с бортовым номером СССР-127. 

Полет в общей сложности длился несколько суток. В Охе самолет садился на лед залива – специально для этих целей, вспоминают авиаторы, отечественные инженеры сконструировали лыжи. Первыми сахалинцами-пассажирами этого рейса стали работники островного обкома партии, которые летели на пленум в Хабаровск – тогда Сахалин входил в состав Хабаровского края.

После легендарного полета в краевой газете «Тихоокеанская звезда» написали: «Открытие регулярного движения положит конец мучительной езде на лошадях и собаках». В те далекие годы на Дальнем Востоке передвигались исключительно в упряжках по льду. Путешествие из Хабаровска на Сахалин в лучшем случае занимало месяц.

Интересно, что командированным на остров обязательно выдавали 2 тысячи рублей: одну на покупку теплой одежды, другую – на продовольствие, наем лошадей и собак. Из-за ужасного состояния дорог, дальневосточники испытывали большую нужду в транспортном средстве, которое бы в любое время года позволяло за минимальное время преодолевать значительные расстояния. Таким средством стал аэроплан.

Сам «Юнкерс-13» Хабаровский краевой комитет Осоавиахима купил в Германии на добровольные пожертвования в 1929 году. Дело в том, что отечественные авиазаводы в те времена выполняли исключительно военные заказы и ничем не могли помочь жителям окраин. Поэтому самолет решили купить заграницей. Управлял воздушным флотом Дальнего Востока созданный ранее «Добролет».

Аэроплан, который у немцев назывался «Фоккерс-13» и на котором Михаил Водопьянов совершил первый регулярный рейс на Сахалин, имел двигатель 300 лошадиных сил, развивал скорость 190 км/час и мог взять на борт пилота, бортмеханика и четырех пассажиров, а также 100 кг груза или почты. Дальность его полета без дозаправки составляла 1 тысяча километров.

В разобранном виде самолет по железной дороге прислали в Хабаровск. Когда судно собрали, оказалось, что в кабине пилотов негде было даже повернуться. На приборной доске имелись только сектора газа, зажигание, масломерное стекло, манометр давления газа, счетчик оборотов мотора, высотомер, подвесной компас шлюпочного типа и кренометр. О радиокомпасе или локаторе тогда не приходилось и мечтать: летчики не имели даже точных карт. Поэтому рабочая высота полета составляла от 50 до 500 метров –полеты в основном были визуальными. В то время пилотам приходилось изучать маршруты, запоминая изгибы рек, хребты, отдельные вершины, болотистые мари, селения, стоящие в стороне от магистральных линий. 

Но и перед полетом, экипажу пришлось помучиться. Немецкую винтокрылую машину необходимо было собрать. Этим Водопьянов вместе со своими коллегами занимался на берегу Амура в Хабаровске, зимой под открытым небом. При 35-градусном морозе экипажу удалось запустить мотор лишь на 13-й день. Параллельно с этим начались работы по поиску и оборудованию аэродромов и посадочных площадок по линии Хабаровск – Николаевск-на-Амуре – Сахалин. На этой магистрали через каждые 50 километров на случай вынужденных посадок подготовили 11 приемных пунктов.

9 января 1930 года Водопьянов на самолете с бортовым номером СССР-127 начал прокладывать воздушную дорогу по маршруту Хабаровск – Оха, протяженностью 1 тысяча 180 километров. 16 января 1930 года закончился первый перелет по маршруту Хабаровск – Тамбовское – Мариинск – Николаевск – Оха – Александровск.

Потом «Юнкерс» на линии сменили отечественные МБР-4 – пассажирские самолеты, переделанные из бомбардировщиков. Базировались они в Александровске-Сахалинском, в устье реки Александровки. Чуть позже летчики пересели на «Савойи».

После окончания Второй мировой войны центр развития гражданской авиации Сахалина переместился на юг острова. Начальником аэропорта назначили  К. Полозова. С 20 сентября 1945 году и началась история аэропорта «Южно-Сахалинск».

Современная Дальневосточная гражданская авиация тоже не стоит на месте. Наряду с активной поддержкой отрасли со стороны государства, в настоящее время на новый уровень подняты вопросы дальнейшего развития Дальневосточных авиаперевозок, год от года растет престиж авиационной сферы. В профессию тянутся молодые профессионалы.

Аэропорт «Южно-Сахалинск» поздравляет всех специалистов авиатранспортной отрасли Дальнего Востока с профессиональным праздником. Особые слова благодарности в эти дни льются в сторону поколений авиаторов, которые десятилетиями создавали и продолжают создавать ее славную летопись. Дорогие коллеги! Благодарим вас за добросовестный и высокопрофессиональный труд, а также за ваше неутомимое желание и дальше развивать Дальневосточную гражданскую авиацию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.