Опасное обледенение в аэропорту Хабаровске

Сегодня ночью при прохождении циклона в аэропорту Хабаровска, все самолеты и летное поле были покрыты льдом. Для очистки аэропорта была задействована снегоуборочная техника и автотракторные машины с прицепным оборудованием для очистки территории.

Для очистки самолетов а так же чтоб исключить обледенение их в воздухе ведется обработка противооблединительной жидкостью.

По многолетней статистике авиационный транспорт значительно безопаснее других видов транспорта – автомобильного, железнодорожного или морского.

Опыт эксплуатации показывает, что одним из наиболее опасных воздействий атмосферы на воздушное судно, которое существенно влияет на безопасность полетов, является обледенение. И хотя авиационных происшествий, связанных с обледенением не так много, борьбе с ней уделяют повышенное внимание.

В чем опасность обледенения

Чаще всего обледенению подвергаются передние кромки крыльев и хвостового оперения самолета, воздухозаборники у турбореактивных и турбовентиляторных двигателей и лопасти винтов у турбовинтовых.

Находящиеся на верхней поверхности крыла самолета снег, иней и лед приводят к увеличению сопротивления самолета, уменьшению подъемной силы, снижают критический угол атаки, увеличивают скорость сваливания. Резко уменьшается устойчивость и управляемость воздушного судна.

Обледенение воздухозаборников двигателей нарушает равномерность воздушных потоков, входящих в двигатели. Следствие этого – неравномерная работа и уменьшение тяги. В случае расположения двигателей сзади крыла или на хвосте, массовый вброс снега и льда во входные устройства при взлете может привести к помпажу и самовыключению двигателей на самом ответственном этапе полета.

Обледенение на земле

Обледенение бывает наземным и воздушным. В зависимости от состояния атмосферы на поверхности самолета могут появляться следующие виды обледенения:

В ясную зимнюю погоду, содержащиеся в воздухе водяные пары при соприкосновении с охлажденной поверхностью самолета превращаются в иней или изморозь. Толщина инея обычно не превышает пары-тройки миллиметров. Тонкий слой инея – единственно допустимый вид обледенения, при котором разрешается нормальная эксплуатация самолета.

При околонулевых температурах и высокой влажности осадки выпадают в виде переохлажденного дождя. Переохлажденные осадки – это дождь, капли которого имеют отрицательную температуру, но еще не замерзают в воздухе. При попадании таких капель на поверхность они сразу замерзают, образуя ледяную корку. Лед является одним из самых опасных видов обледенения и является наиболее сложноудалимым с поверхностей самолета.

Также, одним из самых распространенных видов обледенения зимой, является снег. И если сухой снег можно легко счистить с поверхности воздушного судна, то влажный имеет свойство прилипать или примерзать. Как правило допустимо некоторое количество сухого снега на поверхности самолета, влажный снег обязательно убирают.

Обледенение в воздухе

Переохлажденные осадки в виде дождя с каплями отрицательной температуры опасны не только на земле, но и в полете. При полете в такой атмосфере интенсивно происходит обледенение на передних поверхностях воздушного судна – крыльях, хвостовом оперении, воздушных винтах, датчиках и приемниках пилотажно-навигационных приборов. Капли дождя быстро кристаллизуются и превращаются в наросты различной формы и размеров.

Обледенение в воздухе наиболее опасно для самолета и может привести к катастрофическим последствиям. Степень опасности обледенения определяют скоростью отложения льда на поверхности – интенсивность и измеряется в мм/мин. Обледенение называют слабым, если скорость отложения льда на передней кромке крыла не превышает 0,5 мм/мин, умеренным – от 0,5 до 1 мм/мин и сильным – быстрее 1 мм/мин.

Топливное обледенение

Ещё одним случаем, когда обледенение может возникнуть при летом на земле при положительных температурах, является так называемое “топливное обледенение”.

Оно возникает когда воздушное судно возвращается в теплые нижние слои атмосферы после длительного полета на большой высоте. В этом случае топливо в крыльевых баках охлаждается настолько сильно, что влага, попадающая на крыло уже на земле, замерзает с образованием инея.

Борьба с обледенением на земле

Концепция “чистого самолета” предусматривает, что перед полетом критические поверхности воздушного судна должны быть свободными от всех видов обледенения. Это относится к крылу, горизонтальному и вертикальному оперению.

Главную роль в предотвращении обледенения играет обработка самолетов противообледенительной жидкостью (ПОЖ) перед вылетом. Такая обработка обычно производится с применением специальных машин – деайсеров, имеющих баки для содержания и подогрева ПОЖ и устройства для нанесения ПОЖ. Важными критериями при противообледенительной обработке является скорость удаления льда и длительность защиты от повторного образования льда на поверхностях самолета. Лед должен быть удален за несколько минут до полета и не образовываться до тех пор, пока самолет не поднимется на достаточную высоту, на которой обледенение уже практически не возможно.

Для обеспечения заданных условий самолет всегда обрабатывают в два этапа. На первом этапе воздушное судно обрабатывают жидкостью на основе этиленгликоля с малой вязкостью и подогретой до 60-70 градусов для удаления ледяных отложений с поверхностей самолета.. После обработки самолета ПОЖ Типа I, самолет обрабатывают жидкостью Типа II, III или IV. Данные жидкости аналогичны по составу жидкости Типа I, но содержат загустители, которые позволяют образовать тонкую пленку на обрабатываемых поверхностях и не дать воде замерзнуть.

И в воздухе

В процессе взлета, составы, которыми обрабатывают воздушные суда на земле, сдуваются встречным потоком воздуха с поверхностей самолета на скорости примерно 150 км/ч и далее в действие вступают противообледенительные системы самолета. Противообледенительные системы предотвращают образование ледяного слоя и удаления появившегося льда в процессе полета.

На современных самолетах чаще всего используются тепловые системы. В этих системах обледенение ликвидируется нагревом поверхности горячим воздухом отобранном от двигателей или электричеством. Теплый воздух применяют для обогрева неподвижных в полете элементов конструкции самолета – носков хвостового оперения и крыла,, дверей, отсека ВСУ, входных направляющих аппаратов самих двигателей. Электрическими системами обогревают подвижные элементы, к примеру, предкрылки, датчики и сигнализаторы, работающие в воздушном потоке – приемники полного и воздушного давления, приемники статического давления, датчики угла атаки и др.

Несмотря на все предпринимаемые меры безопасности, обледенение требует предельного внимания со стороны экипажа и наземного персонала. Маленькая невнимательность часто приводит к большим трагедиям.

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.