Век самолета довольно долог: несколько десятков лет, а некоторые борты летают и по 80! Однако он рано или поздно заканчивается, и что происходит потом?Пассажирские самолеты довольно часто переделывают в грузовые, после чего те еще довольно долго летают: из салона убирают кресла, багажные полки, панели и все остальное, оставляя практически голую «трубу» и даже убирая иллюминаторы двери, аварийные люки и все прочее, максимально облегчая вес. Вместо них появляются грузовые люки для загрузки внутрь всякого добра и системы крепления груза внутри. В таком виде борт запросто может летать еще пару десятков лет. А иногда самолет становится летающей лабораторией: один из старых Boeing 747 выкупила Rolls-Royce и тестирует на нем двигатели.Но потом путь все равно один — на «кладбище самолетов», которое правильно называется базой хранения. Как правило, такие базы располагаются в местах с сухим климатом. Идеальный вариант — пустыня. Места свободного много, в воздухе минимум влаги и нет осадков, благодаря чему самолет долго не повреждается коррозией. В Европе одна из самых известных баз находится в Теруэле (Испания), в США — в Алабаме и в Калифорнии.База хранения — это не совсем «кладбище»; там хранить неиспользуемый самолет значительно дешевле и надежнее, чем в каком-то из действующих аэропортов. Все, что по несколько лет стоит в поле, скажем, в аэропортах Внуково и Домодедово — это по большей части «авиахлам», который вряд ли когда-то полетит, и стоит он там из-за юридических нюансов: авиакомпания может уже давно прекратить полеты, но борт кому-то принадлежит и числится на балансе, поэтому трогать его нельзя, а улететь он не может, потому что нет ни сертификата эксплуатанта, ни, скорее всего, сертификата летной годности.Так вот, на базе хранения самолет может простоять достаточно долго, а затем снова начать полеты. Для лучшей сохранности в нем заделываются все отверстия; например, сейчас на хранении находится несколько сотен выпущенных, но не летающих пока Boeing 737 MAX.
Ноя 06