Аэропорт «Якутск» в этом году вновь стал лучшим аэропортом стран СНГ за 2017 год (среди аэропортов с пассажирооборотом до 1 млн. чел.). При определении победителей учитывались производственно-финансовые показатели деятельности аэропорта, общий объем пассажирских и грузовых перевозок, в том числе международных, развитие материально-технической базы. Не менее важной составляющей деятельности аэропорта является обеспечение авиационной безопасности. За 22 года существования Служба авиационной безопасности (САБ) аэропорта «Якутск» накопила большой опыт работы. Около 300 квалифицированных сотрудников специальной службы делают все для того, чтобы пассажиры, прилетающие и вылетающие, чувствовали себя в полной безопасности. О том, как она обеспечивается, рассказали заместители директора по авиационной безопасности Андрей Каминский и Евгений Ахмедов.
Андрей Каминский, заместитель директора по авиационной безопасности АО «Аэропорт Якутск»:
– Более года назад все подразделения аэропорта «Якутск», которые так или иначе отвечают за безопасность, были объединены. То есть за деятельность Службы авиационной безопасности (САБ), Группы быстрого реагирования (ГБР), Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) и Кинологической службы (КС) отвечает директор по авиационной безопасности аэропорта «Якутск» Василий Таллаев. Такое объединение позволило нам консолидировать все усилия и коллегиально решать все возникающие задачи и проблемы. Как говорится, одна голова хорошо, а две еще лучше. Но последнее слово остается за руководителем.
Служба авиационной безопасности аэропорта «Якутск» официально появилась в 1996 году. До нее безопасность обеспечивала транспортная милиция. Сегодня сотрудники службы, а это 283 человека, контролируют всю территорию аэропорта.
Но обеспечение безопасности в аэропорту начинается с исполнения требований соответствующего федерального законодательства. При том соблюдать нормы требований авиационной безопасности должны все сотрудники аэропорта и уметь применять их на практике при обслуживании пассажиров, багажа, груза и воздушных судов.
Отмечу, берем на работу не всех подряд. Главный фактор при отборе – это серьезное отношение к работе, то есть должно быть понимание всей полноты ответственности нашей работы. Кроме того, человек должен быть образованным, стрессоустойчивым и наблюдательным. То, что нет пассажиров возле стойки, это еще не значит, что сотрудник может расслабиться, отвлекаться на телефонные звонки. Он должен наблюдать за окружающим – вдруг кто-то сумку бросил или что-то может произойти экстраординарное за считаные секунды.
Еще немаловажно – он должен быть обучаемый. В наше время стремительно внедряются новые технологии, в сфере организации безопасности тем более. Также сотрудник должен обладать выдержкой. Некоторые люди боятся летать, поэтому перед полетом испытывают дискомфорт, а то и стресс. Сотрудник аэропорта должен уметь разговаривать с такими пассажирами. Если хотите, быть психологом в этой ситуации.
Конечно, новый сотрудник на смену не выходит один, его обязательно курирует более опытный инспектор. Так что к сотруднику предъявляются жесткие требования по соблюдению норм безопасности.
Поскольку инспекторы САБ по новому федеральному закону должны быть аттестованы, то они проходят обязательное обучение. Мы приглашаем высококвалифицированных преподавателей, которые обучают не только теории, но и дают практические знания. Затем отдельно приглашаем специалистов, которые имеют право проводить аттестацию. Они принимают экзамены, проводят психологический тест. Таким образом, знания оцениваются объективно. Такое обучение инспекторы проходят раз в два года или раз в пять лет в зависимости от занимаемой должности.
В среднем в одну смену работает около 60 инспекторов САБ. Это сотрудники группы досмотра, группы перронного контроля, пункта управления средствами связи, группы постовой охраны, а также вспомогательной группы – водители и работники ремонтно-эксплуатационного участка и бюро пропусков. Основная масса инспекторов дежурит на вокзале в группе досмотра. Затем идет группа перронного контроля, которая работает непосредственно возле воздушного судна: проверяет, чтобы не было посторонних людей и вещей. Въезд на территорию аэродрома контролирует инспектор патрульно-постовой охраны. Он обследует все автомашины, проверяет все документы и пропуски на соответствие.
За каждым инспектором закреплена своя зона наблюдения, которой он должен строго придерживаться. Например, в обязанность инспектора САБ входит проверка воздушного судна. Но если он вдруг обнаруживает постороннего человека на аэродроме, то в этом случае он должен по рации вызвать сотрудника Группы быстрого реагирования и до его прибытия удерживать постороннего. Как только появляется сотрудник ГБР, инспектор должен идти выполнять свои прямые обязанности, в противном случае воздушное судно может улететь без досмотра. Все действия инспекторов службы безопасности строго регламентированы.
Сотрудники группы досмотра пассажиров через каждые сорок минут меняются. То есть в течение смены постоянно происходит ротация. Это опять же делается для обеспечения безопасности. Сотрудник не успевает устать и потерять наблюдательность, во-вторых, таким образом избегается возможность провоза посторонних вещей по договоренности. Тщательному досмотру через интроскоп подвергается весь багаж. Если там обнаруживается какая-то подозрительная вещь, то в первую очередь вызывается кинологическая служба. Собака обследует багаж на предмет обнаружения взрывчатых или наркотических веществ. Затем приглашается хозяин багажа, и при нем проводится более тщательный досмотр.
Кроме того, работе сотрудников службы безопасности помогают видеокамеры. У нас внедряется одна из новых моделей такого рода оборудования – так называемые «умные» камеры. Они реагируют на предмет, который стоит на одном месте более пяти минут, – подают сигнал на монитор. Об этом тут же сообщается инспектору. Также видеокамеры имеют функцию распознавания лиц.
Надо отметить, что генеральный директор аэропорта Николай Местников создал такие условия, что оборудование для обеспечения безопасности постоянно обновляется, при том своевременно, не ждем, когда сломается. На безопасности мы не экономим.
Конечно, мы для быстрого реагирования используем возможности современных средств связи. Это необходимость, так как каждый месяц по несколько раз приходят различные предписания с Росавиации. И как только приходит такой документ, то в течение нескольких часов с ним уже ознакомлены все сотрудники САБ.
Наша главная задача – чтобы на территорию аэродрома ничего не попало запрещенного и опасного. Пассажиры должны спокойно сесть в самолет на нашем аэродроме и благополучно долететь до другого аэродрома.
Евгений Ахмедов, заместитель директора по авиационной безопасности АО «Аэропорт Якутск»:
– Группа быстрого реагирования была создана приказом генерального директора аэропорта «Якутск» Николая Местникова 16 мая 2016 года для усиления порядка на режимном объекте, каковым является аэропорт. Основная часть личного состава состоит только из хорошо физически подготовленных мужчин. Некоторые из них являются мастерами или кандидатами в мастера спорта, все отслужили в рядах Российской Армии. В подразделении работают 20 человек, и, согласно приказу № 142 Минтранса РФ, они регулярно проходят аттестацию. При этом они сдают экзамены на знание отраслевых нормативов, практических знаний и обязательно физическую подготовку.
Сотрудники Группы быстрого реагирования круглосуточно патрулируют не только аэродром, но и территорию за ним, то есть зону транспортной безопасности: привокзальную площадь, гостиницу, в общем, всю зону аэропорта. Также осуществляют внутренний контроль за подразделениями аэропорта. Основная деятельность наших сотрудников – это досмотр, контроль на досмотре, выявление лиц, склонных к подготовке и совершению актов незаконного вмешательства. Здесь важно держать визуальный контроль: особое внимание к людям, которые излишне нервозны, неадекватно относятся к досмотру, есть и другие признаки. В одну смену выходят четыре сотрудника ГБР, при этом один человек постоянно находится в здании аэровокзала, остальные составляют мобильную группу, контролирующую воздушные суда, стоянки и так далее. Эта группа передвигается на автотранспорте и готова по первому вызову прибыть в любую точку территории аэропорта.
ГБР – это своего рода служба внутренней безопасности, так как более тщательно выясняет нарушения внутреннего распорядка. Работник аэропорта или авиакомпании при передвижении по аэродрому должен находиться в светосигнальном жилете, иметь личный пропуск поверх верхней одежды, не в кармане или другом месте. Даже за такое нарушение предписание направляется работодателю для принятия соответствующих мер. За более серьезные нарушения на работника составляется акт об изъятии личного пропуска, и он выдворяется с территории аэродрома, посылается представление работодателю. Как правило, нам отписывают, какие меры были приняты дисциплинарного характера. К счастью, серьезные нарушения допускаются нечасто.
Также мы сотрудничаем с сотрудниками САБ аэропорта, а также с транспортной полицией, какие-то операции отрабатываем совместно.
Мы работаем круглосуточно, чтобы аэропорт работал в штатном режиме, чтобы на его территории не происходило ничего опасного. Но люди сами должны осознанно подходить к собственной безопасности, то есть соблюдать все правила нахождения на территории аэропорта.