Аэропорт Хомутово является воздушными воротами Южно-Сахалинска и основным аэропортом о. Сахалин и Сахалинской области. К сожалению, аэропорт не изобилует разнообразием регулярных авиакомпаний, трафик воздушных судов также незначителен, но привлекает внимание, благодаря эксплуатации канадских Dash8 на региональных рейсах авиакомпании Аврора, регулярными полетами южнокорейских грузовиков «AirIncheon» и различных ВС транспортного и негражданского назначения (Хомутово относится к аэропортам совместного базирования).
Точка 1. Самая доступная, т.к. находится непосредственно на площади аэропорта у автобусной остановки справа от нового багажного терминала (из города в аэропорт курсируют автобусы по маршруту №63). Отличные кадры сквозь забор на заруливающие суда по РД «Дельта» и стоянки, где, как правило, ставят «тяжелые» A330 и B777.
Точка 2. Находится также с восточной стороны ВПП в районе пос. Октябрьский. Интересна видами посадок курсом 19. Собственно исполнительный старт тоже прямо перед объективом, но немного мешает кустарник у самой ВПП. Снимаем выше забора, используя особенности рельефа и плоды деятельности частных застройщиков в виде нагромождения старых ЖБИ. Чуть южнее по забору находятся стоянки военных и залетных бортов МЧС и других госструктур. Принцип фотосъемки тот же, что и на точке 1, но требует особого внимания в виду специфики предназначения крылатых «фотомоделей».
Точка 3. Объездная автодорога под глиссадой курсом 19. Перемещаясь, можно подобрать неплохие боковики на фоне сахалинских сопок. Сама полоса просматривается не очень хорошо из-за рельефа и требует длиннофокусного объектива. Летом из-за марева для хороших фото практически не пригодна.
Точка 4. В чем-то аналогична предыдущей, хотя больше располагает к съемке «из-под» самолета на глиссаде (на любителя), но позволяет снимать в более комфортной обстановке без глотания пыли и брызг от проезжающих авто.
Точка 5. Находится в лесочке напротив исполнительного старта курсом 19, но несколько ближе к ВПП по сравнению с точкой 2. Снимать можно сквозь крупную ячейку ограждения. Отличные кадры самолетов перед касанием и на исполнительном!
Точка 6. Так называемая «споттерская поляна». Фактически представляет собой несколько полян вдоль забора, где авиафото можно отлично совместить с пикничком в летнее время. Точка хороша для съемки касаний при посадке курсом 19 и отрывов курсом 01. С неё же снимаем выруливающие на ВПП воздушные суда со стоянок военных бортов.
Точка 7. По сути это крайняя поляна к югу от точки 6, куда можно проехать на автомашине и выделяется видом на РД «Дельта» со стороны ВПП. На месте забор с крупной ячейкой и маскирующая растительность, которую умело используем при фотосъемке. Снимаем самолеты на исполнительном старте «Дельты»!
Точка 8. Пожалуй последняя локация, заслуживающая внимания. Особенность – самая южная точка для «подзаборинга» в Хомутово. Располагается почти напротив предварительного старта курсом 01, подходит для фото самолетов на старте и перед касанием при северном направлении ветра. Наверное, это самое труднодоступное место для съемки, к которому не всегда можно проехать на машине. В качестве бонуса – кадры с весенней травой на летном поле и заснеженными сопками на заднем фоне. Условия для съемки – фотографируем выше забора с холма, расположенного непосредственно вдоль ограждения.
Планируя предстоящий споттинг, стоит помнить о солнце. В Хомутово в этом плане всё просто – с некоторой поправкой на время года до обеда снимаем с востока (точки 1, 2), после обеда перебираемся на западную сторону ВПП. К сожалению, почти все места для авиафото в Хомутово требуют наличия автотранспорта. Зимой, кроме того, из-за глубокого снега ограничен доступ к точкам 5-8 (грунтовая дорога вдоль территории аэропорта с западной стороны от снега не чистится). И напоследок о безопасности: в целом САБ Хомутово достаточно лоялен к споттерам, обычно просят отойти подальше от забора, редко запрещают съемку. И всё-таки не забываем, что «хороший споттер – невидимый споттер»
Удачных снимков авиалайнеров